Особенности обучения: бакалавриат и специалитет
Выбор образовательной программы в бакалавриате и специалитете
Предварительный выбор программы происходит при подаче документов в приемную комиссию. После 4-го семестра обучения студенты повторно выбирают образовательную программу в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки. Выбор проходит по конкурсу на основании пожеланий студентов и ограничений на численность обучающихся по каждой образовательной программе. Как правило, до 50% обучающихся корректируют свой выбор после 4-го семестра.
Учебные планы всех образовательных программ на 1-4 семестрах унифицированы, что позволяет осуществлять перевод между учебными группами без образования академической разницы.
Дисциплины по выбору в учебных планах
Все учебные планы ИЯФиТ предполагают самостоятельное конструирование студентом образовательной траектории на основе их персональных интересов, умений и целей получения образования.
В наибольшей степени такая персонализация обучения проявляется в рамках прохождения практик и выполнения научно-исследовательских работ.
Аудиторные занятия также предполагают существенный элемент индивидуализации. В большинстве учебных планов присутствует возможность выбора предметов как при изучении базовых дисциплин, так и при углублении в профильные знания на старших курсах. Выбор предмета может быть полностью свободным или ограниченным входными требованиями курса.
Гуманитарные элективы в бакалавриате
Для обучающихся по программам бакалавриата в 1-4 семестрах предусмотрен обязательный выбор по одной дисциплине из блока гуманитарных элективов.
Данный блок содержит предметы гуманитарного и междисциплинарного профиля, а также дисциплины по развитию мягких навыков.
Дисциплины, доступные для выбора на 1-м и 2-м семестрах
50 лет создания и развития ядерной физики (1895-1945) | Интеллектуальная история в произведениях отечественной научной фантастики |
Искусство и наука, междисциплинарные методы изучения искусства История |
История Манхэттенского и Советского проектов создания атомного оружия |
История повседневности | Новейшая история России: на переломе эпох |
Органическая химия | Основы промышленного дизайна и эргономики |
Основы технического творчества и решения плохо определенных инженерных задач | Основы химической термодинамики |
Практика научной дискуссии | Рабочий инструментарий современного ученого |
Современные методы разделения и очистки материалов | Управление глобальной конкурентоспособностью в промышленности |
Управление глобальной конкурентоспособностью на рынке инновационных решений | Фантастические возможности плазмы |
Философия и методология научного познания | Философия религии |
Химизм физического эксперимента | Хроматография |
Экономическое моделирование в отраслевой экономике | Язык и социум (основы социолингвистики) |
Выбирается по одной дисциплине в семестре из блока.
Дисциплины, доступные для выбора на 3-м и 4-м семестрах
50 лет создания и развития ядерной физики (1895-1945) | Введение в прикладную этику |
История Манхэттенского и Советского проектов создания атомного оружия | История науки и инженерии |
Новейшая история России: на переломе эпох | Основы технического творчества и решения плохо определенных инженерных задач |
Полимерные композиционные материалы в атомной энергетике | Правовое регулирование и управление искусственным интеллектом в сфере права интеллектуальной собственности |
Технологии публичных выступлений | Управление глобальной конкурентоспособностью в промышленности |
Управление инженерными проектами | Управление глобальной конкурентоспособностью на рынке инновационных решений |
Физикохимия межфазных взаимодействий | Философия религии |
Человеческая цивилизация и мир животных: история взаимодействия | Человеческая цивилизация и окружающая среда: история взаимодействия |
Язык и социум (основы социолингвистики) | Экономическое моделирование в отраслевой экономике |
Выбирается по одной дисциплине в семестре из блока.
Профессиональные элективы в бакалавриате
Для обучающихся по программам бакалавриата в 5-7 семестрах предусмотрен обязательный выбор блока дополнительной специализации, который не совпадает с основным направлением подготовки – майнора (от лат. minor - меньший). Блок дополнительной специализации содержит три последовательные дисциплины. Дополнительная специализация позволяет студентам получить базовые знания по смежным профилям.
Дополнительная специализация | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр |
Введение в физику элементарных частиц | Современные проблемы фундаментальной физики | Введение в статистическую обработку и моделирование | Введение в космологию и астрофизику |
Методы и средства проектирования систем управления | Основы теории управления |
Цифровые системы автоматического управления |
Автоматизированные системы управления технологическими процессами |
Реверсинжиниринг | Инженерная графика: деталирование и анализ | Реверсинжиниринг и введение в аддитивное производство | Управление инженерными проектами |
Наука о материалах | Введение в материаловедение | Физические основы материаловедения | Основы технологий материалов |
Теплофизика ядерно- энергетических установок | АЭС: типы и выбор энергооборудования | Основы теории тепломассообмена | Инженерные расчеты и проектирование ЯЭУ |
Основы прецизионных расчетов нейтронно- физических процессов в ядерных реакторах | Теоретический минимум по физике ядерных реакторов | Введение в нейтронно-физические расчеты | Прецизионное моделирование нейтронно-физических процессов |
Современные методы программирования в ядерно- и космофизическом эксперименте | Введение в экспериментальную ядерную физику и космофизику | Основы моделирования детекторных систем с использованием пакета программ Geant4 | Применение машинного обучения для анализа данных ядерно- и космофизических экспериментов |
Компьютерные технологии в инженерной физике | Компьютерная обработка сигналов и изображений | Базы данных и защита информации | Параллельные вычисления и суперкомпьютеры |
Методы системной инженерии при выводе из эксплуатации ОИАЭ и обращение с РАО | Комплексное управление жизненным циклом и выводом из эксплуатации сложных инженерных объектов |
Инженерно-радиационное моделирование и реверсивное проектирование при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии |
Планирование и моделирование работ по выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии с применением современных цифровых технологий |
Планирование и моделирование работ по выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии с применением современных цифровых технологий | Интегрированные технологии в инженерии | Системная инженерия и автоматизация: основы разработки программно-аппаратных комплексов |
Разработка программно-аппаратных комплексов научного назначения с применением современных цифровых технологий |
Разработка программного обеспечения для научных исследований с применением технологий искусственного интеллекта | Информационные технологии и интеллектуальные инструменты современной науки | Современные подходы к разработке программного обеспечения для научных приложений | Организация и разработка научного программного обеспечения методами open-source и agile-технологий |
Системное и экономическое мышление в инженерной проектной деятельности | Инновационное проектирование сложных систем: теория и практика системной инженерии и управления проектами | Управление инженерными проектами и информационными ресурсами | Комплексное управление проектами и эффективность инженерной деятельности в ИТ-индустрии |
Перечень специализаций и дисциплин формируется ежегодно.
Механизм выбора элективных дисциплин
Перед началом учебного семестра студенты ранжируют доступные элективные дисциплины в порядке предпочтений. Специальный алгоритм распределяет студентов по динамическим группам с учетом выбранных дисциплин. Каждый студент имеет индивидуальное расписание занятий.
Выбор уровня в курсе «Общая физика» в бакалавриате
В курсе общей физики – первые четыре семестра студенты изучают механику, молекулярную физику и статистическую термодинамику, электричество и магнетизм, волны и оптику в динамических группах, разделенных на 3 уровня обучения: углубленный, основной и базовый. Для каждого уровня предусмотрен разный объем семестрового курса за счет введения дополнительных факультативных занятий на углубленном и базовом уровнях.
Распределение по уровням проходит на основании входного тестирования по физике. Переводы студентов между динамическими группами осуществляются по итогам экзаменационных сессий после 1, 2 и 3 семестров обучения. Студенты, не сдавшие экзамен по общей физике с первого раза, переводятся на один уровень ниже. Студенты, получившие отличные оценки, имеют право повысить уровень обучения на одну ступень.
Выбор уровня в курсе «Информатика» в бакалавриате
Дисциплину «Информатика» студенты изучают в динамических группах, разделенных на 2 уровня обучения: углубленный и основной. Учебный контент, с которым работают студенты, различается на каждом из уровней.
Наиболее важной частью образовательного процесса в ИЯФиТ является исследовательский/практический блок учебного плана, который завершается написанием выпускной квалификационной работы.
Проектная практика и введение в специальность
Учебные планы программ бакалавриата и специалитета включают введение в специальность и проектную практику, которые позволят сделать осознанный выбор образовательной программы после 4-го семестра.
В рамках введения в специальность студенты знакомятся с выпускающими подразделениями и научными группами. Проектная практика позволяет уже с младших курсов принять участие в научно-исследовательских работах на базе лабораторий ИЯФиТ, помогает познакомиться с научно-преподавательским составом и определиться с выбором будущего научного руководителя.
Научно-исследовательская работа и практики
В рамках научно-исследовательской работы студентов (НИРС) каждый обучающийся принимает участие в выполнении научных или технологических проектов по своей области знаний. Только участие в реальных исследованиях и разработках позволяет студентам закрепить полученные теоретические знания на практике.
Выполнение НИРС и практик возможно по двум сценариям:
- Научная работа на базе исследовательских лабораторий и кафедр ИЯФиТ.
- Работа на базе научных и индустриальных организаций – партнеров.
В зависимости от учебного плана блок практической подготовки может быть распределен в течение семестра, когда в расписании выделены дни для НИРС и практик, или сосредоточен во времени, когда расписание предполагает от 2 до 18 недель исключительно практической работы. До 70% студентов старших курсов ИЯФиТ трудоустроены в организацию, на базе которой выполняют НИРС.
Особенности практической подготовки иностранных студентов
В связи с организационно-правовыми ограничениями на прохождение иностранными студентами производственных и преддипломных практик на предприятиях атомной отрасли в НИЯУ МИФИ совместно с Госкорпорацией «Росатом» развернута сеть Ресурсных центров для практической подготовки иностранных обучающихся.
Ресурсные центры «МИФИ – Росатом» — объединение исследовательской инфраструктуры НИЯУ МИФИ, филиалов университета, предприятий Госкорпорации «Росатом» и других организаций – партнеров, обеспечивающих практическую подготовку студентов на базе российских атомных технологий.
Подготовка будущего эксплуатационного персонала зарубежных АЭС ведется на базе Ресурсных центров в г. Волгодонск и г. Нововоронеж. Программы практик в данных центрах предполагают участие в практических занятиях на полномасштабных тренажерах по управлению энергоблоком, изучение административных процедур и культуры безопасности на АЭС, знакомство с технологиями изготовления деталей и узлов оборудования энергоблоков АЭС, изучение методов контроля качества оборудования и материалов. Практики проводятся с использованием ресурсов следующих организаций:
- Филиал НИЯУ МИФИ в г. Волгодонск Ростовской области
- Ростовская АЭС, включая учебно-тренировочный центр
- Атоммаш
- Филиал НИЯУ МИФИ в г. Нововоронеж Воронежской области
- Нововоронежская АЭС, включая учебно-тренировочный центр
- Нововоронежатомэнергоремонт
Подготовка будущего исследовательского и эксплуатационного персонала зарубежных Центров ядерной науки и технологий (ЦЯНТ) ведется на базе Ресурсных центров в г. Обнинск и г. Москва. Программы практик предполагают прохождение иностранными студентами учебных и производственных практик в лабораториях университета и на предприятиях неэнергетического использования ядерной энергии в различных областях: радиоэкология сельскохозяйственных растений и животных; стерилизация пищевых продуктов; получение радиофармацевтических препаратов; радиационное материаловедение; изучение влияния ионизирующего излучения на организмы. Для обеспечения студентов практическими навыками работы на исследовательских реакторах, ядерных установках и объектах неэнергетического применения ядерных технологий используются ресурсы следующих организаций:
- НИЯУ МИФИ г. Москва
- Филиал НИЯУ МИФИ в г. Обнинск Калужской области
- Всероссийский научно-исследовательский институт радиологии и агроэкологии НИЦ "Курчатовский институт"
- Физико-энергетический институт им. А.И. Лейпунского
- Медицинский радиологический научный центр им. А.Ф. Цыба
- Научно-исследовательский физико-химический институт им Л.Я. Карпова
Выпускная квалификационная работа
Написание выпускной квалификационной работы является логическим завершением практической и научно-исследовательской работы, выполняемой в течение всего времени обучения.
Все выпускные квалификационные работы студентов ИЯФиТ должны обладать научной новизной и иметь практическую значимость.